Философия жизни

"Аллюзия любви": Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар - идеальная пара экзистенциалистов, леворадикальных "властителей дум", смело воплотивших в жизнь революционные для того времени взгляды на любовь и свободу.

Философ-писатель и "крестная мать феминизма" рассказали в этой книге о том, что такое "мужское" и "женское", как быть творцом своей судьбы, любить Другого, но не владеть им, быть честным с собой, смотреть на мир без иллюзий и самообмана, думать открыто и нешаблонно.

Вместо обручального кольца и похода в мэрию Сартр предложил своей возлюбленной подписать "Манифест любви" - быть вместе, оставаясь при этом свободными. Симона выдвинула ответное предложение - она готова быть вместе только при условии того, что они будут честными друг с другом всегда и во всем, в творчестве, жизни, в любви. Честность и свобода были для неё высшими ценностями, в отличии от физической верности и ограничений официального брака.

Вот двадцать цитат, которые дают некоторое представление о любовной философии этих "мечтателей", культовой пары - метафоры революции 1968 года. Итак, мужской и женский взгляд на свободные отношения, лишенные внутренних и внешних условностей.

Жан-Поль Сартр:

* "Все то, что нужно для меня, нужно и для Другого. В то время, как я пытаюсь освободиться от захвата со стороны Другого, Другой пытается освободиться от моего; в то время, как я пытаюсь поработить Другого, Другой стремится поработить меня. Здесь речь не идёт об односторонних отношениях с объектом-в-себе, но об отношениях взаимных и подвижных. Конфликт есть первоначальный смысл бытия-для-Другого".

* "Другой таит секрет - секрет того, кем я являюсь".

* "Любимый является взглядом".

* "Но очарование - это состояние; это сознание быть "ничто" в присутствии бытия. Соблазн имеет целью вызвать у Другого сознание своей ничтожности перед соблазняющим объектом".

* "Таким образом, нам представляется, что любить - это в своей сущности проект заставить полюбить себя".

* "Любовные отношения оказываются системой неопределенных отсылок, аналогичных чистому "отражению-отражаемому" сознания под идеальным знаком ценности "любовь", то есть соединения сознаний, где каждое сохраняло бы свою "инаковость", чтобы основать другое".

* "Итак, с одной стороны, исчезновение Другого как взгляда отбрасывает меня в мою неоправдываемую субъективность и редуцирует моё бытие к этому постоянному преследуемому-преследованию, к непостижимому В-себе-для-себя; без Другого я постигаю в полной обнаженности эту ужасную необходимость быть свободным, которая является моей судьбой, то есть фактом, что я могу только себе поручить заботу сделаться бытием, хотя я и не выбирал быть, а был рождён".

* "Желание является не только раскрытием тела Другого, но и открытием моего собственного тела".

* "Желание является приглашением к желанию".

* "Желание является переживаемым проектом, который не предполагает никакого предварительного размышления, но который несёт в себе самом свой смысл и свою интерпретацию".

Симона де Бовуар:

* "Фрейда судьба женщины не слишком волновала. Ясно, что описывая её, он скопировал описание мужской судьбы, ограничившись изменением некоторых деталей".

* "Будучи повелителем мира, мужчина, как знак своей власти, претендует на право бурно проявлять свои желания; о мужчине, обладающим большими половыми возможностями, говорят, что он сильный и мощный - это определения, характеризующие его активность и трансценденцию. И напротив, поскольку женщина является лишь объектом, о ней говорят, что она горячая или холодная, иначе говоря, предполагается, что она способна обнаружить лишь пассивные качества".

* "Любовник - это судья, он заставит девушку увидеть себя в истинном свете. Любая девушка, даже страстно влюблённая в свой образ, трепещет в ожидании мужского приговора".

* "Пыл и нежность мужчины могут внушить женщине такую уверенность в себе, которую никто не сможет поколебать; до глубины старости она будет считать себя райской птицей, роскошным цветком, распустившимся однажды ночью навстречу желанию мужчины".

* "По мнению некоторых психоаналитиков, женщинам присущ мазохизм, и именно это свойство их натуры помогает им приспособиться к своей эротической судьбе".

* "Странный парадокс заключается в том, что чувственный мир, окружающий мужчину, состоит из мягкостям, нежности, приветливости, - словом, он живёт в женском мире, тогда как женщина бьется в суровом и жестком мире мужчины".

* "Подлинно нравственная эротическая жизнь - это либо свободный всплеск желания и удовольствия, либо трепетная борьба за обретение свободы в области секса".

* "Брак, в принципе, представляет собой нечто непристойное, поскольку он вводит понятие прав и обязанностей в отношения, в основе которых должен лежать свободный порыв".

* "Парадоксально, но факт: те женщины, которые максимально используют своё женское начало, свою женскую природу, достигают положения, сходного с положением мужчины; отталкиваясь от своего пола, который отдаёт их во власть мужчин как объект, они становятся субъектом".

* "Однако о физической любви, как и о дружбе, можно сказать одно и то же: для того, чтобы она была истинной, она должна быть свободной".

Источник: Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр: "Аллюзия любви"